Монашество как явление зародилось с началом христианского течения. Всегда были люди, которые желали служить Богу в экстремальных условиях, пытаясь тем самым попробовать преодолеть те страдания, которые преодолел он. Именно монашеству и посвящен данный ресурс. Кратко о зарождении монашества.
Термин "монашество" применялся не только к отдельным лицам, но и сообществам людей, берущим обет безбрачия и отречения от всех жизненных благ, подчиняющихся обычно определённому уставу и имеющим цель служение идеалам, которые можно достичь путём самоотречения и удаления от обыденной мирской жизни. Идея данного обособления встречается в религиях Востока (в брахманизме, буддизме, еврействе, египетском культе Сераписа), а также в греческой философии александрийской эпохи.
Особое значение идея монашества приобрела для христианства.
Как учреждение, созданное с определённой сознательной целью и имеющее приспособленную к этой цели организацию, христианское монашество появляется лишь в IV в., но развитие его идеи с первых же времён христианства шло непрерывно.
Mонашество утвердилось в Риме, но и стало распространяться по всей Италии (на севере, главным образом, благодаря деятельности Евсевия Верцелльского и сочувствию Амвросия Медиоланского). Вслед за уставом Пахомия проник на Запад и устав Василия Великого, вскоре переведённый на латинский язык и распространившийся главным образом в Южной Италии. Способствовала развитию монашества и деятельность блаженного Иеронима. Самая видная роль в истории монашества в конце IV и в V в. принадлежит Мартину Турскому, блаженному Августину и Иоанну Кассиану.
В IV в. монашество проникло в Испанию и на Британские острова. Аскетическое подвижничество вне церковной опеки представлялось для западной церкви сомнительным уже в V веке. Западное монашество почти совершенно утратило пассивный, созерцательный характер, стало деятельным, приобрело практические задачи, пережило длинную историю.
В связи с паломничеством в Святую Землю получила распространение мало известная до того времени форма подвижничества — подражание страданиям Христовым. К орденам этого направления, возникшим в эту эпоху, относились орден картезианцев, орден кармелитов, орден Фонтевро и др.
В связи с крестовыми походами наметились новые формы служения Богу, не созерцательного, а чисто активного характера. Наряду с многочисленными орденами прежнего направления, в XI—XIII вв. возникают ордена госпитальеров («странноприимные»), рыцарские ордена и женские монастыри, посвящающие себя всецело уходу за ранеными и больными и Делам милосердия.